Иосиф Давыдович Кобзон
Биография
Певец - эпоха! Один из самых именитых исполнителей нашего времени, которого еще в семидесятые годы называли "полпредом советской песни". А позже - "послом русской песни". В пестрой мозаике его репертуара песни, которые брали за живое, заставляли "резонировать" сердце (скажем, т.н. "Дворовый цикл"), вспоминать свою первую любовь. Народный артист СССР, "всенародный запевала"...
Родился Иосиф Давыдович 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр на Украине. Участвовал, как и каждый из нас, в художественной самодеятельности, пел в школьном хоре. Получив после окончания Днепропетровского горного техникума специальность мастера разведочного бурения, Кобзон уже в армии становится победителем республиканского конкурса песни в Тбилиси. Потом последовало предложение в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. В 1959 году он - солист Всесоюзного радио, где выступает в дуэте с В.Кохно.
Известность пришла к Кобзону в далеком 1959 году, когда, будучи студентом "Гнесинки", он выступил в программе Московского цирка на Цветном бульваре с песней Пахмутовой "Куба - любовь моя!".
Институтское обучение Иосиф Давыдович закончил в 1963 году, но госэкзамены сдавать не стал, перед ним и так открывались широкие перспективы. Ведь за год до этого он стал солистом Москонцерта, лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. В 1962 году вышла первая его пластинка. Тогда же вместе с А.Пахмутовой, Н.Гребенниковым и Н.Добронравовым по путевке ЦК ВЛКСМ он совершает поездку по "великим стройкам" Сибири (Красноярск, Братск, Ангарск, Усть-Илимск и т.д.), первым исполняя новые произведения "таежно-комсомольского" цикла композитора.
В 1964 году Кобзон получает Первую премию в Сопоте, в 1966 - становится победителем конкурса эстрадной песни в Будапеште и лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни, в 1968 - обладателем "Золотого Орфея" в Болгарии.
Певец стремительно набирал очки, хотя порой в его адрес раздавалась критика, видимо, больше "для порядка". К примеру, "Музыкальная жизнь" в 1967 году писала: "Выступление Иосифа Кобзона оставило двойственное впечатление. С одной стороны, безусловно красивый, мужественный голос, с другой - какая-то холодность... Кобзон не пропускает песню через себя, он отстраняется от нее, будто излагает ее содержание. Вокально-литературная композиция, построенная на композициях тридцатых годов, могла бы стать значительным явлением, если бы в нее вдохнуть побольше теплоты, актерского отношения к исполняемому материалу".
Впрочем, в 1968 году в том же журнале читаем уже хвалебный отчет о концерте Кобзона, посвященный пятидесятилетию Октября - артист исполнял там и революционные песни ("Варшавянка", "Смело, товарищи, в ногу") и произведения времен Отечественной войны, и современные советские песни ("Комсомольцы-добровольцы", "ЛЭП-500", "Нежность", "Голубые города", "Главное, ребята, сердцем не стареть..."). Журнал делал вывод: "В своей программе Кобзон выступил как талантливый пропагандист советской песни".
В 1970 году артист подготовил программу "Баллада о бессмертии", в которую включил песни "Вперед, заре навстречу", "Мы - кузнецы" и т.д. Рецензент отмечал: "В этой программе Кобзон как будто вырос граждански. Какие-то новые, взволнованные ноты появились в его палитре..." Что верно, то верно: любую "гражданскую песню" он может сделать с такой искренностью и пафосом, что вызывал удивление, а может и восхищение гибкостью и многогранностью своего таланта.
Его работа в кино заслуживает вообще отдельного разговора - достаточно вспомнить телефильм "Семнадцать мгновений весны", музыкальный фон которого неотъемлем от голоса Кобзона.
Выступления на БАМе, в Афганистане, Чернобыле… Все время на переднем крае - и по заданию партии, и по велению сердца. "С кем вы, мастера культуры?" - этот вопрос-лозунг не вызывал в нем колебаний ни в какие лихолетья. В то время, как многие коллеги по эстрадному цеху бежали на Запад, он оставался со своим народом и словно вел песенную летопись великой страны. Как лидер советской эстрады он объездил почти весь мир, его голос слышали даже в таких экзотических местах, как Заир и Коста-Рика. О его легендарной популярности Б.Брайнин сложил дружескую эпиграмму:
Когда б попал Кобзон, как Робинзон,
На остров после кораблекрушения,
Поклонников и там нашел бы он
В мгновение, мгновение, мгновение...
В своих "сольниках" он не знал устали: песня за песней, песня за песней. Да и в сборных концертах устроители хватались за головы, а артисты за кулисами нервничали, когда он выходил петь. Один язвительный острослов выразился по этому поводу кажется так: "Как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона". А он не номер отбывал на сцене, как иные артисты, а пел в свое удовольствие и на радость людям. Вот так же дарила сверх программы свои романсы без счета в начале прошлого века незабвенная Анастасия Вяльцева. Так же был неуемен в тридцатые-пятидесятые годы Вадим Козин, исполняя по 40 - 50 номеров в концерте. И так же щедр на песню был Иосиф Кобзон.
В начале девяностых, когда круто менялись путеводные ориентиры, рушились экономические и нравственные устои и наступала эпоха вседозволенности, отношение к Кобзону со стороны некоторых СМИ резко изменилось. В прессе, еще недавно бывшей верным рупором ЦК КПСС, а тут вдруг как с цепи сорвавшейся - разнузданной и ни за что не отвечающей - стали появляться "сенсационные" материалы под рубрикой, условно говоря, "Кобзон и мафия", публиковались "разоблачительные" фото. В недрах разных "комитетов глубокого бурения" уже фигурировали выводы: "Кобзон под видом бизнеса общается с сомнительными личностями, представляющими разведки ЦРУ и МОССАД...".
Смешно, да?.. Как это все переносил и переживал в душе артист, спевший, наверное, все самые лучшие песни нашей страны, но, что интерес многих к личности Кобзона тогда резко активизировался.
Творчеством Кобзона, естественно, менялось вместе с эпохой, вместе с жизнью державы. Его репертуар обогатился старинными русскими романсами и песнями неувядаемого "ретро" ("Дружба", "В парке Чаир", "Счастье мое", "Утомленное солнце" и т.д.). У него есть целая и весьма интересная программа еврейских песен на идиш и иврите.
Может быть, что-то он исполнил и записал с некоторым опозданием, но ведь нельзя объять необъятного. Кобзон напел громадное количество песен, в том числе произведений А.Островского, А.Пахмутовой, М.Таривердиева, Э.Колмановского, А.Бабаджаняна, О.Фельцмана, М.Фрадкина, еще десятков, а может и сотен композиторов, импонирует, что сегодня он не отрекается от нашего общего прошлого, каким бы оно ни было (говорят, даже партбилет до сих пор хранит) и не уподобляется тем "перестройщикам", которые еще недавно были "верными ленинцами", а теперь усердно крестятся в храмах.
В 1997 году Иосиф Давыдович, уже профессор, лауреат Госпремии, обладатель множества других титулов, наград и званий, закончил свою творческую карьеру, совершив "Прощальный тур" по городам и весям России и некоторым странам ближнего и дальнего зарубежья. Кажется, точка уже поставлена. Но включаешь телевизор и нет-нет, да и услышу знакомый, не теряющей силы, бархатный голос - Иосиф Давыдович выступает то ли в кругу друзей, то ли просто по просьбе зрителей. Значит, песня не кончается, последний куплет еще не спет.